Чтобы избежать риска потери доли рынка и прибыли, ритейлеры должны постоянно модернизировать цепочки поставок, приспосабливаясь к изменяющимся рыночным условиям. Технология моделирования позволяет создать цифрового двойника своей цепочки поставок. Так, например, в виртуальной модели на базе платформы
LLamasoft Supply Chain Guru легко экспериментировать с новыми идеями в безрисковой среде и выявлять возможности для экономии средств. Ключевое значение в этом процессе будет иметь подготовка данных.
Крупные розничные сети насчитывают до 20 тысяч магазинов по всей стране, в которых представлены от 3 до 30 тысяч наименований товаров. Поэтому ритейлеры завалены данными о своих клиентах, поставщиках, запасах, транспорте и т.д. При этом в системах отчетности и прогнозирования могут отсутствовать детализированная информация. В этих условиях ключом к созданию эффективной модели цепочек поставок становится определение того, какой уровень агрегации должен быть использован при подготовке данных, и в первую очередь это касается ассортимента магазинов.
Зачастую в компаниях уже существует ряд классификаторов, которые либо не отражают характеристики товаров, и потому не влияют на результат моделирования, либо являются избыточными. Например, разделение на продовольственные и непродовольственные продукты, охлажденные мясо и птицу, а также разграничение категорий товаров по их стоимости. Во всех этих случаях цепочки поставок не отличаются и такое распределение не оказывает влияния на результат, а только усложняет процессы подготовки данных и моделирования.
В зависимости от цели
моделирования цепи поставок мы используем данные либо по крупным категориям, которые объединяют признаки товаров, важные для заказчика, либо по каждому из наименований. Условно можем разделить такие
модели на стратегические и тактические. Рассмотрим каждую из них.