Цепь поставок помогает компании достигать бизнес-целей — поэтому так важно, чтобы она соответствовала стратегии компании. Чтобы обеспечить соответствие, используются инструменты стратегического планирования.
В процессе стратегического планирования бизнес определяет требования к инфраструктуре, приоритетные продукты, рынки сбыта, структуру производства, ключевых поставщиков сырья и материалов на горизонте 3-10 лет.
Когда используется стратегическое планирование цепей поставок
Компания планирует экспансию в новый регион, где нет необходимой логистической инфраструктуры
1
Компании выстраивают единую цепь поставок после процесса «слияния и поглощения»
2
Компания переносит производство продукции из одной страны в другую
3
Компания рассчитывает оптимальную инфраструктуру для планируемого роста продаж
4
Компания принимает решение об автоматизации и робототизации складских и производственных процессов
5
Компания хочет понимать, какая инфраструктура необходима для соответствия новым срокам доставки
6
Компания хочет понять, какая инфраструктура избыточна для ее цепочки поставок
7
Компания решает, какой формат использования инфраструктуры для нее является оптимальным: собственная, аренда или 3PL
8
Цели стратегического планирования
Синхронизировать стратегию развития цепочек поставок с глобальной стратегией компании
Максимизировать чистую приведенную стоимость компании (NPV)
Минимизировать операционные затраты на цепочку поставок, не снижая уровень сервиса компании
Для стратегического планирования цепи поставок характерно
Горизонт планирования - от 3-х лет
Высокая агрегация данных
Изменения инфраструктуры
Инвестиционные решения
Примеры решений на стратегическом уровне
Сколько узлов цепи поставок необходимо, где они должны располагаться и какой емкостью обладать
Каких поставщиков выбрать для обслуживания производства
Какую продукцию и на каком заводе производить
Какие объекты инфраструктуры необходимо автоматизировать
Какой будет полная стоимость производства и дистрибуции продукции
По какой цепочке будут обслуживаться конкретные клиенты или клиентские кластеры
Результаты стратегического планирования цепочек поставок
Становятся ограничениями для тактического планирования, которое на детальном уровне и более коротком горизонте планирования определяет принципы закупки сырья и материалов, производства и товародвижения
Влияют на долгосрочную прибыльность и конкурентоспособность компании. Решения принимаются на основе данных, которые спрогнозированы на очень агрегированном уровне
Формируют дорожную карту развития инфраструктуры цепей поставок, которая должна пересматриваться при существенных изменениях в исходных предпосылках планирования
Относятся к типу «go/no-go» (например, в вопросе «построить завод или нет», невозможно получить ответ «построить половину завода»)
Возможности стратегического планирования
Стратегическое планирование - позволяет переосмыслить потребность в текущей инфраструктуре, подготовить компанию к новым вызовам, обеспечить плавную эволюцию и максимально эффективно возвращать инвестиции в собственную операционную деятельность.
Каждая ошибка в стратегическом планировании стоит очень дорого, поэтому современные компании предпочитают взвешивать свои решения в безрисковой среде, чтобы понимать, как в зависимости от различных сценариев развития бизнеса на стратегическом горизонте будет меняться конфигурация цепочек.