Проблемы с ситуативными решениями в цепях поставок начинаются одновременно с серьезным ростом бизнеса. Стандартная практика большинства отечественных и зарубежных компаний - автоматизация отдельных функций цепей. Внедрение систем управления складами, транспортом и других логистических бизнес-систем, конечно, помогает достичь локальных целей, но при этом бизнес получает эффективные решения в неэффективной цепочке поставок.
Для решения этой задачи многие западные организации приходят к концепции planning by design («планирование через моделирование»). Суть этой концепции – в построении гибкой модели цепей поставок и применении к ней методов сценарного анализа, результаты которого потом используются при планировании на стратегическом и тактическом уровнях.
Эта концепция помогает справиться со сложностями, с которыми сталкиваются современные компании: волатильный спрос, санкционные войны между странами, несвоевременность поставок из-за изменяющихся условий. Кроме того, непрозрачность цепей поставок усложняет определение рычагов экономии, даже несмотря на прозрачные финансовые отчеты. Применение подхода planning by design дает возможность быстро оценить, насколько каждая статья расходов в цепях поставок отклоняется от текущих показателей в зависимости от структуры цепи.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются компании, – это невозможность оценить стоимость принятия решений в цепях поставок. К примеру:
- Во сколько обойдется компании увеличение частоты поставок?
- Как скоро окупится покупка следующей единицы транспорта?
- Какие расходы понесет компания при переключении одного из плеч цепочки поставок?
- Нужно ли строить новый распределительный центр и когда это лучше всего сделать в горизонте 3–5 лет? Какова оптимальная доля локальных поставщиков?
И если на большую часть вопросов, влияющих на бизнес, можно ответить, создавая сложные модели в Excel, то некоторые вопросы требуют обработки настолько большого массива данных, что без специализированного программного обеспечения не обойтись.