Одним из основных трендов в промышленных отраслях является
планирование цепи поставок, ориентированной на спрос. Cпрос является ключевой и опорной точкой при планировании логистической системы, ведь он отражает потребность клиента, а клиентоориентированность - самое главное конкурентное преимущество любой компании.
Цепи поставок можно планировать двумя способами: Push и Pull. В основе планирования логистической системы по методу Push лежит необходимость максимального использования логистических мощностей компании для минимизации времени простоя дорогостоящего оборудования, производственных линий, а так же зафрахтованных транспортных средств. С развитием современных технологий появилась возможность загружать все мощности компании и даже испытывать в них дефицит, поэтому многие уходят от планирования по методу Push к Pull. Этому способствует усовершенствование способов коммуникаций, EDI сообщения, развитие order to cash процессов. Компании достаточно быстро подключают и без ущерба своевременно отключают от логистической системы внешних игроков рынка.
Но как же осуществить грамотный переход от уже прижившейся системы Push и адаптировать её к текущим реалиям рынка Pull? На этот вопрос могут ответить только эксперты по проектированию логистической инфраструктуры.
В промышленности при построении правильной конфигурации необходимо учитывать внутренние и внешние предпосылки логистической среды. Из внешних предпосылок - изменчивую законодательную среду. Так, например, в начале 2019 года был выпущен указ о сдерживании розничных цен на топливо, что привело к острой необходимости оптимизировать расходы, с целью сохранения текущей прибыльности нефтепродуктового бизнеса. Внутренние предпосылки: централизация функций управления товаропроводящей сетью, необходимость интеграции бизнес-процессов этих же функций.
Моделирование позволяет бизнесу корректно использовать все возможности цепи поставок и ограничения, проработать все возможные альтернативы распределения ресурсов, сформировать критерии их отбора, а также формализовать их с помощью понятного языка – математики. Но в различных ситуациях эти составляющие могут весьма отличаться, и потому бизнес должен быть готов быстро обработать «новые вызовы» внешней или внутренней среды.
Для корректного моделирования товаропроводящей сети выбранной компании строится её цифровой двойник, включающий в себя все объекты логистической инфраструктуры. Помимо этого, учитываются все факторы, влияющие на конечную прибыль и затраты, все взаимосвязи между объектами (заводы, склады, точки реализации), а также спрос.
Спрос, в данном случае, это то, что будет являться драйвером нашей логистической модели. Прообразом цифрового двойника является математическая функция, оптимальность которой может достигаться в точках минимума издержек, максимума прибыли или охватывать обе функции сразу. Для специалиста, ответственного за построение такого двойника задача стоит весьма понятно: математически описать движение грузопотока по товаропроводящей сети. Но что же делать с критично важными для бизнеса показателями, такими как: уровень сервиса, утилизация склада/рц/нефтебаз, ошибка прогноза спроса, дальность плеча доставки и т.д.? Конечно, решение есть всегда. И одним из таковых является программное обеспечение
LLamasoft, которое специализируется на решении подобных задач.
Одним из часто встречающихся вопросов является: «чем специализированное ПО лучше чем Excel?». Каким бы ни был размер предполагаемого бизнеса, построить математическую модель логистической сети средствами Excel сложно. Существенными различиями между специализированным ПО и Excel являются: