• /
  • /
10.03.2021

ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ≈ 4 МИН.

Не сделаете сами: зачем на проектах по дизайну цепей поставок нужен консультант

Экспертный материал

  • Валерия Турсунова
    Исполнительный директор
Валерия Турсунова, директор по консалтингу направления Supply Chain Design ГК «КОРУС Консалтинг», объясняет, для чего на проектах по дизайну цепей поставок необходим консультант и как грамотно выбрать команду исполнителей.

Когда меня спрашивают, зачем для моделирования цепей поставок привлекать консультантов, я вспоминаю байку про инженера, который ударом кувалды отремонтировал паровую машину. За оказанную услугу он попросил 1000 долларов, пояснив, что сам удар стоит один доллар, а знание того, куда ударить – остальные 999. Работа консультанта и анекдотичного специалиста во многом похожа.

Роль и задачи консультанта на проекте

Для начала давайте разберемся, что такое «цифровой двойник цепи поставок» и почему для его разработки непременно нужна помощь специалиста.

Цифровой двойник — это математическая модель вашей цепочки поставок, которая строится на основе данных цепочки: объектов, ограничений и спроса. Консультант является обладателем экспертизы на стыке двух областей знаний – математики и логистики.

Консультант сталкивается с большим количеством задач различной сложности. Его ключевая цель на проекте - создать такую модель, которая в полной мере будет отражать бизнес-логику цепочки поставок компании, а после - удостовериться в правильности получаемых результатов.

Как показывает практика, результаты расчета, полученные с помощью цифрового двойника, порой могут быть контринтуитивными. В данном случае задача консультанта - убедиться, что предлагаемое решение является действительно оптимальным и не противоречит бизнес-логике цепочек поставок компании.

Ценность консультанта для бизнеса

Консультант помогает бизнесу знаниями, полученными на проектах в вашей или смежной отраслях. Опытный специалист понимает, с какими проблемами уже столкнулись конкуренты компании, и знает способы их решения.

Благодаря широкому проектному опыту консультант знает, как закрыть большинство самых распространённых «болей», например, как заполнить пробелы в данных и какую методику заполнения выбрать, или понимает, как решение об изменении архитектуры модели может повлиять на модель и ее сложность.

Как выбрать правильных консультантов

Выбор команды консультантов начинается со сбора информации и анализа рынка.

Что учесть в первую очередь:

  • Опыт проектной команды
Уделите внимание специфике задач, которые предстоит решить будущей команде проекта, а также наличию опыта отрасли, где требуется экспертиза. Не менее важны навыки в работе с программным обеспечением, в котором планируется разработать цифрового двойника. Логично уточнить, есть ли сертификация и соответствующий опыт моделирования у консультантов, которые будут задействованы в проекте.

  • Рекомендации знакомых
Рекомендации коллег и конкурентов — еще один способ получения адекватной обратной связи на специалистов. В консалтинге отлично работает сарафанное радио.

Запросите у потенциальной команды портфолио проектов и пообщайтесь с их предыдущими клиентами. Это позволит оценить, с каким уровнем задач они сталкивались и насколько эффективными были предложенные ими решения.

  • Публикации консультантов
Проанализируйте открытые источники: публикации в СМИ и пресс-релизы. Эксперты будут делиться своим опытом: активно писать статьи в блоги, давать комментарии, делать аналитические подборки и т.д. Ищите не только успешные кейсы, но и истории о «набитых шишках».

Привлечение консультантов vs исполнение проекта внутренними сотрудниками

Если меня спросят, сможет ли квалифицированный сотрудник компании самостоятельно разработать цифровой двойник, я отвечу: да, безусловно. Но перед тем как поставить перед ним такую задачу, проанализируйте, справится ли он с ней. Для этого советуем ответить на следующие вопросы:

  1. Будет ли сотрудник отвлекаться на операционные задачи во время работы над проектом?
  2. Достаточно ли у него знаний о цепочке поставок компании?
  3. Имеет ли специалист навыки работы в математическом моделировании или сможет ли он быстро в них погрузиться?
Если вы отрицательно ответили хотя бы на один из вопросов выше, рекомендуем начать поиск внешних консультантов.

Обучение ключевых пользователей внутри компании-заказчика

Привлекать экспертов на аутсорс – не значит надеяться только на их помощь в будущем. Следствие такого сотрудничества — «выращивание» внутренней экспертизы компании.

В наших проектах сотрудники делают первые шаги в разработке моделей совместно с нами и под нашим руководством. Так мы плавно погружаем ключевых пользователей в процессы моделирования.

Обучение, как правило, состоит из двух этапов:

  • Базовый курс, где раскрываются ключевые подходы к моделированию. На примере практических задач сотрудники самостоятельно с первых шагов моделируют простые цепочки поставок;
  • Вторая часть обучения, когда работа ведется уже на разработанных консультантами моделях. Пользователи на этом этапе с нашей поддержкой начинают процесс погружения в модель.
Также мы обязательно проводим экзамен, где проверяем, что полученные знания усвоены в полном объеме, а пользователи готовы к самостоятельному использованию цифровых двойников и созданию собственных моделей. Можно сказать, готовим почву для того, чтобы компания-заказчик смогла самостоятельно без поддержки извне работать со своими оцифрованными цепочками поставок.

Создание цифрового двойника цепочки поставок – комплексная задача, которая требует высокого уровня вовлечённости специалистов, сильной и подтверждённой экспертизы, знания специального программного обеспечения. Если ваша компания не обладает необходимыми ресурсами, не бойтесь привлекать экспертов извне: чаще всего это самое здравое и оправданное решение.
Поделиться в социальных сетях
Подпишитесь на обновления в блоге
Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!
Подпишитесь на обновления в блоге
Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!
Читайте также