Крупный бизнес становится драйвером технологических преобразований в логистике не только из-за стремления быть в тренде, но и под давлением внешних вызовов. Инфляция, геополитическая турбулентность, дефицит персонала — в этих условиях эффективная логистика стала одной из опор устойчивости бизнеса. Компании инвестируют в автопарки, расширяют склады формата built-to-suit и пересматривают размещение инфраструктуры, чтобы сократить логистическое плечо.
Роботизация, раньше воспринимавшаяся как «опция», становится необходимостью. Долго препятствием для нее был даже не недостаток технологий, а дешевая рабочая сила. При тотальной нехватке водителей, курьеров и работников складов и росте затрат на персонал роботизация воспринимается уже не как nice to have, а как must have.
Усложнение цепочек поставок связано как с развитием разных каналов продаж и доставки, так и с расширением самих бизнесов. Быстрые сделки слияния и поглощения требуют оперативной синхронизации логистических процессов, чтобы получить синергетический эффект от объединения инфраструктуры, а не рост издержек.
Лидеры рынка инвестируют не только в инфраструктуру, автопарк и роботов, но и в точность логистических решений, особенно на
стратегическом горизонте. Открытие нового склада, децентрализация производства, перераспределение товаропотоков — такие задачи теперь можно решать в виртуальной безрисковой среде до внесения изменений в реальную цепь поставок.
Это возможно благодаря созданию цифровой копии цепи поставок — ее
математического двойника. Модель позволяет находить оптимальную конфигурацию цепи, учитывая множество предпосылок и ограничений: пропускную способность каждого канала, распределение спроса и даже влияние конкурентного окружения. Это позволяет менеджменту принимать решения, основанные на данных и точном расчете.
«Математическое моделирование дает возможность тестировать десятки сценариев: где открыть склад или что будет при его закрытии, как повлияет рост спроса или тарифов, как перераспределить товарные потоки при ограничении каналов. Такой подход похож на шахматную партию, где опытный игрок видит варианты развития событий на несколько ходов вперед. В мире, где каждое неверное решение ведет к упущенной прибыли, точность становится востребованной валютой»,— подчеркивает господин Красилов.
Говоря о следующих шагах трансформации логистики, нельзя не вспомнить о процессной зрелости. Аналитики Gartner выделили пять ступеней зрелости бизнес-процессов: от реактивного планирования, когда компании лишь отвечают на «входящие» вызовы, до оркестрирования, где бизнесы строят партнерские экосистемы.
«Сейчас большинство крупных компаний двигаются в сторону интегрированного планирования — это третья ступень процессной зрелости. Такие компании осуществляют проактивное логистическое планирование, но мало вовлекают поставщиков и партнеров. Однако все чаще мы обсуждаем с клиентами сквозное планирование цепей поставок. Подобных прецедентов еще немного на российском рынке из-за высокой чувствительности финансовых данных. Но тренд определенно есть»,— делится наблюдениями руководитель LAMACON.