Традиционно стоимость обслуживания рассчитывается в финансовых моделях на базе электронных таблиц. Для этого на основе отчета о прибылях и убытках (P&L) конкретизируется распределение фактических затрат на клиентов и доставленные продукты в данном периоде.
Однако, такой подход имеет ряд недостатков:
- Сложность расчета в электронных таблицах, связанная с увеличением комбинаций и преобразований по мере «удаления» цепочки от клиента, особенно в мультиэшелонных цепях поставок. Если затраты последней мили до клиента довольно очевидным образом аллоцируются на продукты, то аллоцировать на конкретного клиента и продукт затраты на закупку сырья от разных поставщиков по разным ценам задача уже не тривиальная. В связи с этим зачастую расчет упрощают, что приводит к усреднению некоторых затрат и снижению точности.
- Расчет производится «сверху вниз», то есть, общие затраты распределяются на частные цепочки при помощи различных методик аллоцирования, что также снижает точность расчетов.
- Использование исторических данных из P&L дает возможность рассчитать только фактическую стоимость обслуживания без возможности оценить изменения стоимости обслуживания в будущем при различных сценариях трансформаций в цепях поставок.
- Высокая трудоемкость – необходимо извлекать данные из нескольких источников, обеспечивая их консистентность. То есть, чем точнее нужен расчет, тем больше необходимо источников и тем выше должна быть детализация исходных данных.
С развитием
технологий математических двойников или моделей цепей поставок недостатки традиционного подхода к расчету стоимости обслуживания могут быть устранены практически полностью. Все исходные данные уже заложены в математическую модель, и расчет производится «снизу вверх» - с самого детального уровня для каждого сырьевого компонента, полуфабриката и готовой продукции по каждому плечу и каждой операции. При этом, точность расчета ограничивается только уровнем детализации самого двойника: как правило,
модели тактического уровня уже обеспечивают достаточную точность расчета стоимости обслуживания. Возможность математической модели работать как на исторических данных, так и на прогнозных, позволяет рассчитывать не только фактическую стоимость обслуживания, но и прогнозную на заданном горизонте.
Какие дополнительные возможности дает расчет стоимости обслуживания на прогнозе спроса и предложения? На тактическом уровне планирования с горизонтом год-полтора можно оценить, как изменение объемов спроса и предложения будет влиять на прибыльность. Например, какие узкие места в высокий сезон сильно влияют на снижение прибыльности: это может оказаться дефицит складских мощностей, резкое повышение тарифов на транспорт или сезонное подорожание сырья. На стратегическом уровне планирования можно оценить не только влияние на прибыльность существующих клиентов и продуктов с учетом планов по развитию производственной и логистической инфраструктуры, но и оценить будущую прибыльность новых клиентов и продуктов, которые могут появиться в результате географической экспансии или сделок слияния и поглощения.
Кроме того, в случае проектирования оптимизационной модели цепи поставок, которая дает конкретные рекомендации по изменениям в цепи поставок для минимизации издержек, cost-to-serve является важнейшим инструментом для анализа предлагаемого решения независимо от горизонта планирования. Сравнивая результаты стоимости обслуживания в фактической и в оптимизированной цепи поставок, можно легко определять драйверы, за счет которых принимается то или иное решение. Например, почему увеличение затрат на последнем плече выгодно, становится понятным, именно когда видны затраты всей цепочки, и сокращение затрат за счет стоимости сырья и производства дает наибольший эффект.