Крупные ретейлеры сегодня пытаются «слезть с иглы» промоакций, доля которых в товарообороте стремительно нарастала в последние годы. Они открывают дискаунтеры, или магазины низких цен. В таких магазинах уже закупается половина населения страны. Как дискаунтерам удается экономить, рассказывает Иван Глушаков (ГК «КОРУС Консалтинг» )
Доходы россиян стремительно падают, а цены растут. Поэтому розничные сети вводят в свой портфель брендов дискаунтеры. По данным 2ГИС, с 2017 по 2020 год количество дискаунтеров в России выросло на 24,7%, а исследование M.A.Research показало, что весной 2020 года их число достигло 5 тыс. Самым быстрорастущим стал «Светофор». По оценке InfoLine, выручка торговой сети увеличилась в 2020 году на 38,8%, по сравнению с 2019 годом, до 188,7 млрд руб. В первом полугодии 2021 года дискаунтер стал безусловным лидером по приросту новых торговых площадей, опередив бессменных лидеров в ретейле «Магнит» и Х5 Retail Group.
Сергей Ломакин, основатель Fix Price, в интервью Financial Times отметил, что чем хуже макроэкономическая ситуация и чем больше людей, чьи доходы упали, тем лучше для дискаунтеров. В ближайшие пять лет доля дискаунтеров в России будет только расти. К примеру, летом сеть «Магнит» объявила о планах до конца 2021 года увеличить число своих дискаунтеров почти в три раза - с 76 до 200. В том числе компания планирует построить с нуля 50 новых магазинов.
Однако по сравнению с Европой в России магазинов эконом-класса пока еще очень мало. В Германии, Нидерландах, Бельгии и других странах доля дискаунтеров среди ретейлеров существенно выше, она составляет порядка 25%. При этом, как сообщает исследовательское агентство IGD, дискаунтеры обеспечивают 43% роста европейского рынка ритейла, т.е. развиваются в 3 раза быстрее, чем остальные форматы. Для сравнения, в России ожидается рост доли дискаунтеров до 15-17% лишь к 2024 году, прогнозируют аналитики M.A. Research.
Важно понимать, что к формату «дискаунтер» относятся не только, собственно, дискаунтеры, но супермаркеты, универсамы, магазины «у дома». Бизнес-модель этих точек — «каждый день низкая цена» («EveryDay Low Price, EDLP»). Она позволяет ритейлерам лучше прогнозировать объемы товаров и спрос, а значит хранить меньше запасов и быть предсказуемыми для поставщиков и клиентов.
Традиционным ретейлерам приходится адаптироваться. У X5 Retail Group есть сеть «Чижик», у О'кей — «Да!», у «Магнит» — «Моя цена», у «Лента» — «365+».