«Правильная омниканальность» – это не надстройка, она буквально пронизывает все процессы в компании. Поэтому чтобы ожидания от внедрения совпали с реальностью, полезнее думать не об омниканальности (то есть не о каналах продаж и доставки), а о стратегии «омни».
Решая задачу омниканальности для ритейла, важно иметь в виду не только оптимальную логистическую инфраструктуру, но и вопросы, связанные с планированием. Разберем на примере fashion-ритейлеров.
Специфика продажи одежды и обуви заключается в том, что у розницы есть предсезонное и внутрисезонное планирование. Перед началом сезона компания формирует коллекцию и заказывает ее пошив, прогнозируя спрос не только на модели, но и на конкретные размерные ряды и цветовые решения. Тут важна точность, поскольку дозаказать модели в течение сезона практически невозможно, их можно лишь перераспределять между каналами и торговыми точками.
Каждое такое перемещение имеет свою стоимость, поэтому перед продавцом стоит задача сразу распределить товары по сети таким образом, чтобы минимизировать риск, что придется везти пару кроссовок из Владивостока в Калининград. Распределяя товары, также необходимо ответить на вопрос, какое CVP мы дадим в каждом канале в части доступности ассортимента, сроков доставки и ее стоимости для клиента и для самого ритейлера. Все это – фундамент стратегии «омни».
Только на основе этого базиса начинается планирование логистической инфраструктуры и проектирование такой цепочки поставок, которая с одной стороны будет генерировать наименьшую стоимость транспортировки товара, а с другой – в полной мере обеспечит выполнение CVP. Мы уже говорили, что речь может идти о 5-10 каналах доставки, включая доставку до адреса, а также о тысячах SKU, распределенных по всей стране, если речь о федеральном ритейле. Большое количество вариаций кратно усложняет систему, но здесь на помощь может прийти математическое моделирование.