12.07.2021

ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ≈ 6 МИН.

Сетевая оптимизация цепей поставок

Экспертный материал
  • Иван Глушаков
    Заместитель генерального директора по развитию бизнеса

Содержание

Что такое сетевая оптимизация цепей поставок

Сетевая оптимизация — это задача поиска конфигурации цепей поставок в максимально возможной степени удовлетворяющей потребностям бизнеса.

Задачу приходится решать любой компании, которая обладает распределенными цепочками поставок. При этом совершенно не имеет значения, чем именно она занимается: металлургией, производством косметики, мясопереработкой, розничными продажами или курьерской доставкой до клиента — главное, что у компании есть цепь поставок.

Цепь поставок — это совокупность объектов и материальных потоков, которые начинаются или заканчиваются на этих объектах. Чем компания более вертикально интегрирована, тем острее стоит проблема ее оптимальности. И при большом количестве звеньев (эшелонов) цепи, участвующих в процессе, потенциал оптимизации выше.

Задача сетевой оптимизации находится в ведении департаментов, отвечающих за логистику и, чаще всего, решается специалистами по планированию.

Частота решения задачи сетевой оптимизации напрямую зависит от нескольких важных факторов:

1) Наличие у топ-менеджмента осознанной потребности повышать эффективность операций внутри компании

Далеко не все считают, что эта задача достаточно важна, чтобы в принципе заниматься ей — не говоря уже о регулярности ее выполнения.

Но не следует обвинять в этом топ-менеджеров: на определенных этапах для компании важнее нарастить клиентскую базу и выручку, выстроить отношения с поставщиками и бизнес-партнерами, повысить качество продукции и услуг и так далее. Скульптор сначала должен высечь из камня основную модель целиком, и только после этого заниматься «улучшениями» на более детальном уровне.

2) Наличие стратегии у компании

Не все компании обладают стратегиями. И не все те, у кого стратегия разработана, понимают, что цепи поставок нуждаются в собственной стратегии.

Многие организации живут очень скромными горизонтами планирования и решают проблемы по мере их появления. Посмотреть, что будет с бизнесом через 5-10 лет — для многих чересчур сложное упражнение.

В процессе повышения уровня зрелости формируется сначала общая стратегия компании. Затем она проецируется на работу каждого подразделения, не исключая и цепи поставок.

3) Наличие данных приемлемого качества

Для осуществления сетевой оптимизации необходимо понимать, как именно функционируют цепи поставок в данный момент времени. Для этого нужно располагать как мастер-данными, отражающими характеристики товаров, транспорта и инфраструктуры, так и данными, характеризующими структуру затрат, информацией об ограничениях действующих в цепях поставок. Также крайне желательно отслеживать ключевые показатели эффективности компании, именно с помощью них оцениваются изменения в результате сетевой оптимизации.

Данные — это одна из самых чувствительных проблем в компаниях, у которых отсутствует ИТ-культура работы с данными: сбор, анализ, структурирование, обновление, очистка. Для таких организаций цифровизация и анализ эффективности практически не доступны.

4) Наличие инструментов планирования

В цепях поставок существует несколько уровней планирования: стратегический, тактический и операционный. Чем выше уровень планирования, тем больше эффективности приносит оптимизация, и меньше — автоматизация.

Сначала компания автоматизирует уровень исполнения, затем нижние уровни планирования, в которых содержится наибольшее количество рутинной работы.

Поэтому, как правило, инструменты тактического и стратегического планирования, которые решают задачу сетевой оптимизации, появляются в компании только после «закрытия» оперативного уровня.

До внедрения специализированных инструментов планирования чаще всего используется MS Excel, практикуется автоматизация с помощью «самописных» инструментов, например, скриптов на Python. Использование собственных разработок является естественным этапом развития компании.

Специализированные инструменты для сетевой оптимизации

С увеличением масштабов бизнеса, а также повышением уровня процессной зрелости и развития ИТ-инфраструктуры подавляющее большинство организаций переходит к промышленным решениям для сетевой оптимизации.

В чем сложности собственной разработки:

  • Как правило, они плохо масштабируются, дорабатываются и меняются вместе с бизнесом,
  • Требуют уникальной экспертизы по программированию под солвер (решатель), а значит, являются «черным ящиком» для бизнеса,
  • Зависят от людей, которые их разрабатывали, и страдают низкой преемственностью,
  • Не обладают столь же широким простором для интеграции, визуализации и юзабилити как промышленные решения.
Тем не менее, до определенного уровня развития компании использование «самописа» экономически оправдано.
Визуализация цепочки поставок с помощью ПО LLamasoft
Рисунок 1. Визуализация текущей цепочки поставок с помощью программного обеспечения LLamasoft

Для решения задачи сетевой оптимизации на специализированном ПО компании необходимо соответствовать двум критериям:

1. Наличие вариативности в цепях поставок
При низкой вариативности достаточно использовать Excel или вообще не решать задачу сетевой оптимизации.

2. Высокие затраты на цепи поставок
Специализированный софт для задач сетевой оптимизации, как и любой другой софт, нагружает P&L цепей поставок. Чтобы инструмент окупал себя, потенциал сэкономленных денег должен быть как минимум на этом же уровне, а желательно в несколько раз выше. С ростом затрат на цепи поставок растет потенциальный эффект от сокращения этих затрат. Основываясь на бенчмаркинге, можно еще до внедрения инструмента «предсказать» размер потенциальной экономии, которую он обеспечит. По мере роста и развития компании меняются и ее требования к инструментам. В итоге крупный бизнес приходит к использованию специализированного софта для всех уровней планирования.
Оптимизация цепочки поставок на базе ПО LLamasoft
Рисунок 2. Цепочка поставок при увеличении спроса западных кластеров - оптимизация на базе ПО LLamasoft

Задачи сетевой оптимизации

К задачам сетевой оптимизации относится широкий спектр задач стратегического и тактического планирования. Эти уровни планирования отличаются по двум критериям:
1. Горизонт планирования
Все, что планируется более чем на один год вперед — относится к стратегии.

2. Фиксирование объектов цепи поставок
К стратегическим задачам сетевой оптимизации относят те, в которых объекты инфраструктуры не фиксированы и могут быть открыты/закрыты/расширены/переоборудованы.

Как правило, все эти решения требуют капитальных инвестиций. Те, что не требуют инвестиций, относятся к тактике.

Если классифицировать задачи с точки зрения бизнеса, то к основным можно отнести:

Оптимизация структуры снабжения

Предполагает получение ответов на вопросы:

  1. Как снабжать клиентов?
  2. Как утилизировать мощности распределительных центров?
  3. Где хранить продукцию?
  4. Каким транспортом ее перемещать?
  5. Как обеспечивать свежесть?
    А также все, что касается расширения складских мощностей, включая решения по строительству, аренде и закупке сторонних логистических услуг.

    Оптимизация омниканальных цепей поставок

    Это учет «обещания клиенту» в разных каналах продаж для оптимизации инфраструктуры, включающей в себя не только распределительные центры, но и фулфилмент центры, сортировочные центры, дарксторы, пункты выдачи заказов.

    Оптимизация производства

    Определение локации производства конкретных товарных групп с учетом цепей поставок сырья и материалов, рецептур, доступных производственных линий и структуры продаж в регионах.

    А также все, что касается капитальных инвестиций на открытие новых производственных объектов, закрытие или изменение старых.

    Оптимизация закупок

    Выбор оптимального поставщика для каждого продукта на основе закупочных условий (закупочных цен, квот, минимальных заказов, транспортировки) и мощностей точек отгрузки и доставки.

    Слияния и поглощения

    • оптимизация совместной инфраструктуры,
    • определение синергии общей цепи поставок,
    • перераспределение ассортимента.

    Консолидация товарных запасов

    Перераспределение запасов внутри товаропроводящей цепи с несколькими эшелонами за счет снижения страховых запасов и сохранения уровня сервиса при консолидации спроса.

    Коллаборационное планирование

    Оптимизация общей цепи поставок производителя и розничной сети за счет выбора оптимальной структуры потоков, точки комплектации и типов складских операций.

    Cost-to-serve

    Анализ и выявление неэффективностей в текущей цепи поставок на максимально детальном уровне, за счет пар «клиент-продукт», генерирующих отрицательную прибыль для компании.
    Решение задач сетевой оптимизации повышает эффективность всей цепи поставок, и на стратегическом, и на тактическом горизонтах планирования. Для достижения максимального результата и возврата инвестиций мы рекомендуем производить его на специализированном софте.
    Поделиться в социальных сетях
    Подпишитесь на обновления в блоге
    Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!
    Подпишитесь на обновления в блоге
    Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!
    Читайте также