ГК «Благо» обладает обширной производственной инфраструктурой: элеваторы и маслоэкстракционные заводы компании расположены почти на всей территории России. Продукция производителя продается в федеральных и региональных торговых сетях, а также экспортируется более чем в 20 стран мира.
Развитая сеть производства и сбыта обусловливает высокую вариативность на каждом этапе производственного цикла. Различные опции возникают уже на этапе закупки сырья у фермеров. Например, можно купить семечку дешево на этапе сбора урожая, но это потребует затрат на хранение сырья с привлечением заемных средств. А можно закупать сырье в течение года уже по более высокой цене, но не нести затрат на хранение запасов на элеваторных комплексах.
Далее компании необходимо решить, какую продукцию выгоднее продать и в каком объеме. После попадания на завод семечка может превратиться в три вида продукта: нерафинированное или рафинированное масло наливом, а также бутилированное масло. Побочную продукцию производства — шрот — производитель продает на корма для сельскохозяйственных животных, и этот канал товародвижения также необходимо учитывать. Доставить готовую продукцию покупателям можно разными способами: по железной дороге в крытых вагонах, контейнерами, танкерами, сухогрузами для шрота и используя мультимодальный способ доставки.
Наконец, вариативность присутствует и в каналах реализации продукции: масло наливом может поступать на экспорт или для дальнейшего производства другой продукции, например, майонезов или масляных красок. А бутилированная продукция попадает в розничные торговые и дистрибьюторам, с которыми сотрудничает «Благо». Таких контрагентов у компании более 730.
Все эти факторы компании «Благо» необходимо учитывать для поддержания процессов S&OP (Sales&Operations Planning). Ранее планирование в агрохолдинге, как и у многих других представителей отрасли, велось в Excel в несколько итераций, а просчет любого нового сценария занимал около недели. Это не позволяло компании гибко реагировать на меняющиеся условия рынка или быстро оптимизировать товародвижение.
Консалтинговая компания LAMACON, которую ГК «Благо» выбрала для разработки и внедрения инструмента математического моделирования, изучила и детально описала специфику производства с учетом вариативности на каждом из этапов. На базе собранных данных создали математический двойник, который полностью дублирует процессы в рамках производственного цикла.
Чтобы модель выдавала надёжные результаты, сначала ее калибруют на данных о деятельности компании за прошлые периоды. После калибровки разрабатывают оптимизационную модель, которая опирается на производственные планы подразделений компании, планируемые мощности производства и прогнозы продаж.
Математический двойник позволяет просчитать сценарии в многофакторной среде существенно быстрее и точнее, чем это может сделать команда специалистов. А поскольку модель построена в тесном взаимодействии с представителями разных подразделений ГК «Благо», она в буквальном смысле аккумулирует в себе опыт бизнес-экспертов компании и умножает его благодаря математическим вычислительным мощностям.
Сейчас с помощью разработанной LAMACON модели в ГК «Благо» решаются задачи
оптимального выбора сделок по закупке и хранению запасов сырья, распределения готовой продукции по каналам продаж и по способам отправки продукции покупателям. Кроме того, решение позволяет уйти от итеративности и учесть все возможное производственные и логистические ограничения в одном расчете.