15.06.2022
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ≈ 4 МИН.

Концепция Planning By Design в планировании цепочек поставок

Экспертный материал

Концепция planning by design (буквально «планирование через дизайн») набрала особую популярность последние несколько лет. В ее основе – возможность быстро проверять гипотезы по планированию и оптимизации цепочек поставок с помощью оптимизационного математического моделирования.

Матмоделирование позволяет оценить любые потенциальные изменения в цепочках поставок. Преимущество технологии в том, что это можно сделать в безрисковой среде, а не на реальных логистических объектах. Оценка происходит с помощью цифрового или, если быть точнее, математического двойника.

Математический двойник и три уровня планирования цепочек поставок

Математический или цифровой двойник цепочек поставок – это динамическая система виртуальных моделей. Другими словами – цифровая копия, отражающая функционирование логистических процессов компании.

Математические двойники создаются на трех уровнях планирования:

  1. Стратегический уровень. Модель помогает решать задачи, связанные с изменениями инфраструктуры и инвестициями в развитие логистической сети. Горизонт планирования – от нескольких лет до десятилетий, а шаг – один год. Здесь обычно рассматривается весь бизнес в целом, со всеми объектами и с верхнеуровневой иерархией продуктов.
  2. Тактический уровень. Модель помогает решать задачи, связанные с оптимизацией цепей поставок с учетом их существующей конфигурации. Горизонт планирования – от нескольких месяцев до года, шаг – от недели до месяца. Возможно моделирование на ограниченном контуре (например, макрорегион/регион) с достаточно высокой детализацией продуктов.
  3. Операционный уровень. Модель помогает решать задачи, связанные с оптимизацией ресурсов в рамках логистических функций. Горизонт – день/неделя, шаг – от нескольких часов до считанных дней. Операционное моделирование строится на основе транзакций с высокой точностью и подробной детализацией продуктов, процессов и затрат, поэтому контур ограничен небольшим количеством объектов.

Если визуализировать эти уровни, мы получаем пирамиду. В её основе – общая стратегия развития компании на несколько лет. Выше располагается развитие сегментов. А на самой вершине – отдельные объекты.

Задачи и решения на трех уровнях планирования цепочек поставок

В рамках стратегического планирования бизнес принимает инвестиционные решения о развитии логистической инфраструктуры. Компания занимается задачами, связанными с проектированием и построением идеальной цепочки поставок, оптимизацией автопарка, открытием магазинов, складов и производств, а также вопросами по слиянию и поглощению. Экономический эффект на этом уровне может быть большим, как и возможности для оптимизации.

В процессе тактического планирования компания принимает решения на текущей инфраструктуре. Основные задачи – бюджетирование, оптимизация маршрутов, потоков и страховых запасов, эшелонирования, коллаборация, обратная логистика, cost-to-serve анализ.

Операционное планирование наиболее детализировано и касается вопросов на ближайшее время, для выполнения которых требуются ограниченные ресурсы. Задачи здесь связаны с построением графиков различных видов деятельности объектов компании, например, отгрузка/погрузка готовой продукции на складе.

Виды проверяемых гипотез на трех уровнях планирования цепочек поставок

На каждом уровне нашей «пирамиды планирования» строим математический двойник для отработки гипотез, т.е. предположений о решаемых задачах. Например, строить ли новый РЦ в конкретном регионе и где он должен находиться, как изменится спрос и насколько сильно это повлияет на цепь.

Обычно проверяют несколько типов гипотез:

  1. инфраструктурные: возможность строительства новых структурных объектов, расширение пропускных способностей или производства на существующих объектах;
  2. финансовые: продажи, изменения тарифов и закупочных цен;
  3. количественные: динамика спроса у существующих клиентов или появление новых источников спроса;
  4. качественные: изменение рецептов готовых продукций, типов транспорта, складских операций или уровня сервиса.

Дизайн цепочек поставок и концепция Planning By Design

Суть концепции planning by design – создать математического двойника цепочки поставок, который будет включать в себя производство, а также доставку сырья и материалов. Далее аналитики наглядно, а главное – в безрисковой среде, проводят исследования этой цепи, проверяют гипотезы.

Такой подход также называется дизайном цепочек поставок и дает возможность быстро сравнивать и оценивать эффекты от той или иной операции по оптимизации логистики. С помощью дизайна цепей поставок можно находить оптимальные соотношения между затратами и уровнем сервиса, принимать решения об инвестициях в развитие логистической инфраструктуры, грамотно управлять товарными запасами, прогнозировать спрос и проектировать идеальную цепочку поставок.

Обычно дизайн цепей поставок используется для различных видов оптимизаций:

  1. сетевая оптимизация — поиск конфигурации цепей поставок в максимально возможной степени, удовлетворяющей потребностям бизнеса;
  2. транспортная оптимизация – обеспечение фактического маршрута, который может обслуживать одно транспортное средство;
  3. оптимизация страховых запасов – расчет требуемого страхового запаса с учетом спроса и изменчивости времени выполнения заказа.

Полученная в ходе дизайна математическая модель с большим количеством входных данных и прозрачным результатом работы помогает анализировать текущее состояние цепей поставок и находить ответы на вопрос «что будет, если».

Концепция Planning by design способствует выстраиванию рентабельных и устойчивых цепочек поставок, которые смогут эффективно работать в условиях неопределенности спроса и предложения.

Поделиться в социальных сетях

Подпишитесь на обновления в блоге

Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!

Читайте также

Все материалы
Наверх

Свяжитесь с нами

    Ваше имя*
    Компания
    Телефон
    E-mail*
    Что бы вы хотели узнать?