Логистическая цепь — это упорядоченное множество взаимодействующих друг с другом звеньев логистического процесса, которые доводят материальный поток от одного логистического звена до другого.
Виды логистических цепей
Выделяются три основных вида логистических цепей, связывающих логистические потоки между звеньями:
цепь снабжения – между поставщиками сырья и производителями,
цепь производства - связывает склады ресурсов и склады готовой продукции,
цепь распределения - связывает производителя готовой продукции и потребителя.
Рисунок 1. Примеры логистических цепей: а — снабжения; б — производства; в —распределения
Логистическая цепь определяет взаимосвязи и последовательность логистических операций:
транспортировка;
хранение;
погрузка/разгрузка;
упаковка;
производство;
распределение.
По масштабу деятельности логистические цепи бывают:
макро - транспортировка ресурсов и готовой продукции через границу государства;
микро - все звенья логистической цепи находятся в пределах одного предприятия;
мета - комплекс взаимодействия различных звеньев. К примеру, для построения логистической цепи перевозки специальных грузов с использованием различных уровней безопасности.
Логистическая цепь и цепь поставок: в чем разница
Цепь поставок— это синхронизация всех видов бизнес-процессов (от поставщика материалов до доставки готовой продукции конечному потребителю), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис.
Сегодня ключевое различие между категориями «цепь поставок» и «логистическая цепь» заключается в том, что логистическая цепь — это множество звеньев логистического процесса, в то время как цепь поставок – это множество бизнес-процессов между звеньями логистической цепи. Зачастую в практическом употреблении понятия используют в качестве синонимов, и это нельзя назвать очевидной ошибкой, так как единая теория на данный счет еще не сформировалась.
На крупных предприятиях можно встреть и иерархическую структуру, где «логистика» является составляющей структуры «цепей поставок» и имеет ограниченный контур управления складской или транспортной деятельностью.
В зависимости от места возникновения выделяются внутренние и внешние цепи поставок. Если жизненный цикл товара или услуги проходит в рамках одной компании, то цепь поставок называется внутренней, если за рамками — внешней. Чаще всего встречаются внешние цепи поставок, когда используются не только свой транспорт, но и наемный, или используются аренда места на стороннем складе.
Рисунок 2. Обобщенный вид максимальной цепи поставок
Логистические звенья
Логистическая цепь состоит из звеньев. Звено логистической цепи — это объект, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими функциями и операциями.
Выделяют следующие звенья логистической цепи:
поставщики сырья,
производители,
склады хранения для сырья и материалов и готовой продукции,
конечные потребители,
посредники логистических слуг (транспортные компании, распределительные центры и т. д.) для распределения и транспортировки готовой продукции.
На практике не редко встречаются комбинированные звенья логистической системы, в которых указанные функции сочетаются.
Логистические потоки
Логистические потоки — это перемещения какого-либо продукта в определенном направлении и в определенное время. В логистике выделяют три категории потоков: материальные, финансовые и информационные.
Под материальным потоком понимают движение готовой продукции или ресурсов. Благодаря финансовому потоку осуществляется перемещение какого-либо количества материальных и нематериальных ценностей. Они также сопутствуют движению основных и оборотных средств.
Информационные логистические потоки протекают вместе с материальными и финансовыми потоками, это документальные или речевые обращения, или сообщения, которые служат для управления материальных потоков или их сопровождения.
Основы построения эффективной логистической цепи
Из практики построения и оптимизации логистических цепей мы сформировали ключевые принципы их построения:
операции по снабжению, производству, распределению товаров необходимо напрямую связать со стратегическим планированием компании;
организация перевозок и материально-технического обеспечения должна привести к созданию в компании единого подразделения, отвечающего за снабжение, транспорт, управлением запасами, складирование, распределение, информацию о закупках;
необходимо проводить оценку и анализ участников цепи, включая сторонние компании (поставщики ресурсов, региональные дистрибьютеры, сторонние склады) и покупателей
должна проводиться оценка работы различных подразделений, ее результат может выражаться помощью различных показателей (уровень сервиса, рост прибыли, снижение издержек и затрат, увеличение объемов реализации и производства);
необходимо определить оптимальный уровень сервиса и поддерживать его;
важен системный подход, проявляющийся в видении элементов системы логистики как взаимодействующих и взаимосвязанных в достижении единой цели управления. Системный подход характеризуется оптимизацией функционирования всей системы логистики, а не ее отдельных элементов;
необходимо компетентное управление материальными, финансовыми и информационными потоками по всей логистической цепи;
необходимо использовать информационную поддержку и моделирование;
рекомендовано применять TQM — всеобщее управление качеством — обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям;
логистическая цепь должна бесперебойно работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды, то есть быть устойчивой и адаптивной.