После 2022 года рынок решений практически полностью обновился: большинство крупных западных разработчиков программных продуктов ушли или существенно ограничили свою деятельность. Прошедшие два года показали, что российским игрокам есть что предложить рынку, однако важно не только само цифровое решение, но и его качественная интеграция в подготовленную почву.
«Современные информационные технологии позволяют внедрять решения интегрированного планирования гибко и динамично, развивая функциональную зрелость систем одновременно в нескольких направлениях. Однако цифровое решение — это только инструмент, и если бизнес-процессы не налажены, автоматизация не решит задачи бизнеса качественно,— указывает на распространенную проблему цифровизации господин Шульга.— Самостоятельно выйти из колеи исторически сложившихся процессов и внедрить лучшие практики непросто, поэтому компании все чаще прибегают к внешней экспертизе».
Его мысль поддерживает директор по интегрированному планированию
NovaBev Group Наталья Филимонова: «Для того чтобы компании могли быстро и гибко реагировать на постоянные изменения, процессы интегрированного планирования важно автоматизировать. Основой автоматизации должны быть релевантные данные, поскольку конечный результат зависит от качества входящей информации, а также правильные бизнес-процессы, ведь если автоматизировать хаос, получится "автоматизированный хаос". Если у бизнеса не выстроены коммуникации между функциями, а финансовые и операционные планы живут каждый своей жизнью, то никакая IT-система не спасет».
Директор по логистике
«О’Кей» Игорь Шацкий отмечает, что для повышения эффективности и уровня сервиса, а также снижения затрат в логистике компания использует цифрового двойника — виртуальную модель реальной логистической сети. «Двойник позволяет моделировать и анализировать различные сценарии поставок для каждого магазина и поставщика, выявляя узкие места. Система получает данные о сезонных колебаниях и поведении клиентов, что помогает более точно прогнозировать спрос, а значит, уменьшать количество остатков и снижать риски потерь из-за истечения срока годности. Кроме того, на базе двойника мы оптимизируем маршруты доставки, поскольку в фуд-ритейле скорость доставки сильно влияет на свежесть продуктов. Таким образом, цифровой двойник логистики позволяет компании "О’Кей" не только повысить производительность и снизить затраты, но и обеспечить более качественное обслуживание клиентов, минимизировать риски и повысить устойчивость бизнеса к изменениям внешней среды»,— делится эксперт.
«Ввиду довольно высокой сложности промышленных решений для дизайна цепей поставок важно не только "собрать самолет", но и "обучить пилотов". Без поддержки изменений многомиллионные инвестиции в цифровизацию могут не дать должного результата. Этим объясняется то, что возрастает доверие к модели консалтинга в трансформации бизнесов. Компании привлекают независимых экспертов, чтобы по-новому взглянуть на сложившиеся процессы и сформировать внутреннюю экспертизу, опираясь на знания консультантов»,— заключает Иван Глушаков.