В нефтегазовой отрасли существует множество внешних ограничительных факторов, которые влияют на
моделирование цепочек поставок. Большинство таких особенностей необходимо учитывать для создания моделей, максимально соответствующих действительности. К ключевым отличительным чертам организации логистической сети в нефтегазе относятся:
Их цель – сокращать затраты всех её участников. Компании договариваются, что одна из них будет закрывать спрос своего конкурента в регионе, в котором находится ее собственный нефтеперерабатывающий завод, а другая – в том же объёме будет покрывать спрос своего конкурента в своей локации. Так бизнесу удаётся избавиться от длинных плеч перевозок: они не поставляют продукт в город, где базируется конкурентный нефтеперерабатывающий завод. При создании модели цепочки поставок нужно учитывать, что необходимо планировать снабжение топливом не только своих клиентов, но и клиентов конкурента.
В зависимости от участка логистической сети компании широко используют железнодорожные пути, автотранспорт и трубопровод. Наличие последнего является уникальным отраслевым логистическим решением, которое практически ничего не стоит в обслуживании, позволяет мгновенно транспортировать топливо, но и не лишено своих недостатков. К примеру, перечень пунктов, куда можно доставить продукт, как правило, небольшой.
- Ограниченность ресурсов для удовлетворения потребностей
Эту проблему помогает решить разделение на первостепенные и второстепенные потребности. Например, клиентов нефтегазовых компаний можно поделить на мелкооптовые точки продаж и автозаправочные станции, и запросы последних будут обязательны к покрытию, а мелкооптовые клиенты будут обеспечиваться только при наличии ресурсов и потенциальной выгоде.
- Взаимозаменяемость продукта
В нефтегазовой промышленности нередки случаи, когда клиент хочет получить только определённое топливо с конкретного завода из-за критичных для бизнеса требований к качеству. Возможность взаимозаменяемости и брендирования позволяет еще на самой нефтебазе добавлять необходимые элементы в наименование товара перед отправкой получателю.
- Повышенная ответственность
Сложная география расположения объектов добычи, скудная дорожная инфраструктура и удаленность от основных транспортных узлов требуют комплексного подхода к организации логистического процесса нефтегазовой отрасли и тщательного стратегического планирования.
- Дорогое развитие месторождений
Большая часть запасов нефти может содержаться в месторождениях, трудных для развития и требующих огромных затрат на обслуживание нефтедобывающих установок, трубопроводов и парогенераторов. Цена неисправностей в работе такого оборудования высока: перебои могут привести даже к остановке добычи нефти. Снизить затраты на добычу и найти способы избежать перерывов в работе системы можно с помощью моделирования работы сети нефтедобывающих установок.
- Тяжёлые природные условия
Одним из наиболее сложных в организации видом перевозок в России является транспортировка груза морским транспортом. Это связано с тяжелыми ледовыми условиями, которые затрудняют судоходство. Для создания надежной системы морских перевозок нефтегазовым компаниям необходимо решать задачи расчёта вместимости берегового резервуарного парка и организации постоянной и временной схем вывоза нефти.
- Высокая стоимость решений клиентов
Отказ клиента получать доставленную нефть может поставить компанию перед проблемой низкой вместимости нефтяных терминалов и хранилищ в непредвиденной ситуации. Для того, чтобы избегать подобных рисков, бизнес постоянно исследует, насколько критично влияние решений клиентов на поведение сети нефтепроводов, и как устранить узкие места для мобильной адаптации к проблемам.
Все эти особенности – дополнительные вводные для построения цепочек поставок. Любой из этих факторов невозможно избежать, несмотря на то, что они могут быть очень невыгодными. К примеру, возникает необходимость посчитать удельную маржу, стоимость конкретной тонны с учетом всех затрат: закупка, хранение, транспортировка, реализация, дополнительные расходы, скидки. Эта удельная маржа должна просчитываться не по формуле из всех этих составляющих, а по модели, которая задана с учётом особенностей отрасли и максимально похожа на действительность. С учётом этих нюансов от специалиста требуется определенная сноровка для создания нетривиальных решений.
Потребность в эффективном распределении материально-технических ресурсов для обеспечения входящих заявок, успешного решения специфических задач и форс-мажорных ситуаций требует от компаний регулярного тактического планирования. Насколько специфична разработка подобных моделей в нефтегазовой отрасли?