• /
  • /
05.02.2024

ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ≈ 7 МИН.

Что такое цифровая трансформация цепей поставок

Экспертный материал

  • Валерия Плохотнюк
    Консультант

Цифровая трансформация: определение

Цифровая трансформация — процесс формирования новых бизнес- и операционных моделей путем создания основы для внедрения и интеграции цифровых технологий. Масштабная цифровизация затронула в конечном счете все отрасли экономики нашей страны. Она нуждается в определенном осмыслении с позиций развития ее методологической основы и построения адекватного «каркаса» (программной платформы), позволяющего системно подойти к проблематике цифровых преобразований.

На сегодняшний день состояние цифровой трансформации отдельных процессов и операций, бизнес-единиц, предприятий и в целом цепей поставок в промышленности, торговле и сфере услуг можно оценить не иначе, как «цифровой хаос». Зачастую это обусловлено тем, что компании подходят к цифровой трансформации бизнес-процессов несколько фрагментарно. Даже при всех потенциальных возможностях оптимизации цепи поставок недостаточный уровень знаний и компетенций персонала, а также сложность технической и программной реализации предательски подталкивают организации отказаться от использования цифровых инструментов в полной мере. В частности, относительно редко используется проверенный международной практикой методологический подход на основе SCOR-модели.

Цифровизация – это не спонтанные, подверженные сиюминутным интересам или вызовам решения. Это стратегически выверенная методология, связанная с интеграцией оцифрованных бизнес-процессов компании в единою цифровую платформу, включением в цифровую экосистему поставщиков, подрядчиков и клиентов, внедрением цифровых продуктов, двойников и бизнес-моделей. В конечном итоге это тотальная цифровизация всех процессов компании.

Основные задачи цифровизации

  • Обеспечить бесперебойное взаимодействие участников процессов в рамках организационной структуры компании и цепи поставок в целом
  • Увеличить или дополнять традиционные продукты цифровыми предложениями и услугами
  • Повысить рост выручки за счет использования цифровых технологий
  • Улучшить процесс принятия стратегических решений за счет более глубокого анализа данных и предиктивной аналитики
  • Создать культуру автономного, непрерывного совершенствования, ведущего к конкурентному преимуществу: раннему предупреждению и управлению рисками?
  • Обеспечить сквозную видимость всей цепи поставок: прозрачность, прослеживаемость среди всех контрагентов (и согласованность изменений для повышения устойчивости и надежности цепи поставок
  • Обеспечить автономное принятие решений и контроль при управлении ключевыми бизнес-процессами
  • Уменьшить количество рутинных операций, увеличить производительность персонала, производственной и логистической инфраструктуры

Как подготовиться к цифровой трансформации цепей поставок

Сформировать цель цифровизации

Как уже было ранее отмечено, зачастую кампании начинают задумываться о цифровой трансформации лишь в случае обнаружения какого-то одного малоэффективного участка бизнес-процесса. Однако для успешной цифровизации следует провести всесторонний анализ текущих логистических и экономических процессов. Необходимо определить узкие места, задержки и области, где внедрение цифровых технологий может принести наибольшую пользу.

На данном этапе бизнес должен четко отвечать на вопросы:
  1. Могут ли уже существующие на рынке системы и услуги обеспечить реализуемость этапов бизнес-стратегии?
  2. Какие цели могут быть достигнуты с помощью цифровой трансформации? Эти цели могут включать повышение эффективности, снижение затрат, улучшение точности прогнозов и ускорение времени отклика на изменения в рынке.
  3. Выбрать технологические решения. Данный шаг связан с подбором технологий, которые наилучшим образом соответствуют поставленным целям. Это может быть использование систем искусственного интеллекта для прогнозирования спроса, блокчейна для обеспечения прозрачности в цепи поставок и IoT-устройств для мониторинга и отслеживания грузов. Важно понимать, что комфортное внедрение цифрового продукта могут обеспечить только специалисты, имеющие опыт в данной сфере. Часто задачи по интеграции цифровых решений в компаниях делегируют на IT-отдел. В таком случае процесс цифровизации затягивается, либо его реализация не соответствует в полной мере заявленным требованиям.

Сфокусироваться на персонале при внедрении изменений

При обеспечении плавной интеграции новых технологий с существующими бизнес-процессами важно провести обучение персонала для эффективного использования новых цифровых инструментов. Необходимо показать, что цифровизация дает качественные результаты, что выражается, например, в росте прибыли. Доказательная база эффективности должна быть понятной персоналу, поскольку многие сотрудники не сразу оценивают необходимость любых новшеств.

Обеспечить безопасность данных

Как и для любой другой системы, для цифрового продукта нужна определённая структурированная трансформация. Данные, которые наследуются в новый цифровой инструмент, должны быть унифицированными и структурированными. Также необходимо разработать стратегию безопасности данных для защиты конфиденциальной информации о цепи поставок. Например, можно рассмотреть возможность использования блокчейн-технологии для обеспечения надежности и целостности данных.

Разработать регламент мониторинга и оптимизации процесса цифровизации

После интеграции цифрового решения необходимо разработать регламент, который устанавливает единую прозрачную систему мониторинга и аналитики для постоянного отслеживания производительности цифровой трансформации. В установленном режиме необходимо вносить корректировки и оптимизировать процессы на основе полученных данных.

Цифровая трансформация цепей поставок требует системного и стратегического подхода. Планирование должно быть адаптивным, учитывая изменения в экономической среде и технологических трендах. Реализация эффективной цифровой трансформации позволит компании существенно улучшить свою конкурентоспособность и адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям.

Цифровые технологии в логистике сектора B2B

Каркас любой бизнес-модели имеет 4 созависимые составляющие: клиент, продукт, процесс, логистика. Когда мы говорим о цифровизации, необходимо понимать, что трансформация бизнес-процесса затрагивает все вышеперечисленные блоки. Интеграция цифрового продукта всегда идет в следующей последовательности: цифровизация опыта клиентов, цифровизация продуктов и услуг, цифровизация операций и процессов, цифровая трансформация цепи поставок.

Цифровые продукты, которые могут быть применимы к тому или иному сегменту бизнеса

Цифровизация опыта клиентов

  • CRM программный контур
  • Цифровой маркетинг
  • Омниканальные цифровые коммуникации
  • Цифровая модель поведения покупателя

Цифровизация продуктов и услуг

  • 3D моделирование и печать
  • Интернет вещей
  • Mass Customization
  • Связанные продукты и сервисы
  • Предиктивная аналитика
  • Искусственный интеллект

Цифровизация операций и процессов

  • Аналитика больших данных
  • Облачные сервисы
  • Моделирование бизнес-процессов
  • RPA (Robotic process automation) технологии
  • Интернет вещей
  • Процессное (SCOR) моделирование
  • Виртуальная/дополненная реальность

Цифровая трансформация цепи поставок

  • Цифровое взаимодействие и инновации
  • Динамичная цифровая экосистема (сеть цифровых двойников (Digital Twin) контрагентов цепи поставок)
  • Имитационное (агентное) моделирование
  • Развитие: цифровых навыков компетенций персонала
  • Сетевое взаимодействие с использованием технологии «Блокчейн» (Multi Party Network)
  • Интегрированное планирование, контроллинг и управление рисками (концепция Supply Chain Control Tower)

Контроль груза и повышение качества доставки

Неустойчивость рынка к внешним мировым изменениям всегда бросала вызов координации логистического процесса. Как показала практика, меры по восстановлению цепей поставок зачастую принимаются несвоевременно, что напрямую воздействует на рост издержек кампаний. Вдобавок к этому, для любой крупной компании чувствительным местом всегда было отсутствие должной межорганизационной координации между контрагентами цепи, которое затрудняет эффективное управление рисками.

Эти проблемы стали драйверами для усовершенствований логистического сектора. Так, по оценкам Drewry, к концу 2022 года около 5,6% мирового парка контейнерного оборудования было оснащено интеллектуальными технологическими устройствами.

Телематическая система таких контейнеров включает в себя устройства слежения за транспортными средствами. Обычно они устанавливаются прямо в машины и позволяют отправлять, получать и сохранять данные телеметрии. Они подключаются через систему бортовой диагностики автомобиля, а встроенный модем обеспечивает связь через беспроводную сеть. Это предоставляет владельцам грузов точные данные о местоположении и состоянии груза, что значительно повышает эффективность управления цепями поставок.

Своевременная и эффективная доставка сокращает операционные расходы, а также время на перемещение груза, что особенно важно в рисковой среде. Прогнозируется, что количество цифровых контейнеров в мире в ближайшие пять лет продолжит увеличиваться, превысив отметку в 10 миллионов единиц, что составит 30% общего числа контейнеров.

Стратегическое планирование с учетом прогнозирования технического обслуживания и рисков отказов

В течение многих лет промышленные компании придерживались одной из двух основных стратегий в области технического обслуживания и ремонта (ТОиР) оборудования:
  • Реактивная стратегия: замена компонентов производилась только после их выхода из строя, что, по сути, означало реагирование на проблемы в момент их возникновения
  • Превентивная стратегия: осуществление плановых ремонтов и регулярное обновление техники, даже если она еще не вышла из строя, чтобы предупредить возможные проблемы.

В настоящее время эффективность данных методов с точки зрения затрачиваемых ресурсов вызывает сомнения. В первом случае компания несет колоссальные издержки на простоях. Например, реализованный нашей командой кейс по разработке методологии планирования первичной логистики для РРПК показал, что один день простоя стоит компании тысячи долларов чистой прибыли. Во втором случае предприятие несет потери на обслуживание активов, которые не нуждались в ремонте.

Современные подходы в области ТОиР включают в себя использование предиктивной аналитики, которая позволяет компаниям предсказывать и предотвращать отказы оборудования еще до того, как они произойдут. Это помогает перейти от традиционных стратегий к более эффективному и экономичному управлению обслуживанием.

Грузовые беспилотники

Современные технологии позволяют автомобилям воспринимать окружающую среду с помощью датчиков и данных карт, строить траекторию движения, а также реагировать на то, что происходит вокруг, на базе заложенных алгоритмов.

В 2023 трасса М11 «Нева», обеспечивающая сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой, стала площадкой для тестового перемещения беспилотных КАМАЗов. Вот некоторые технологии, на которые опирается этот проект:

  • Электронная копия маршрута: данные с gps-карт, которые загружаются напрямую в бортовой компьютер;
  • Лидар 3D: лазерный датчик кругового обзора, который составляет трехмерную карту пространства вокруг машины;
  • Антенны WI-FI/LTE: обеспечивает доступ в интернет для навигатора, системы мониторинга, сбора данных и тд. Внешняя LTE-антенна увеличивает качество и дальность сигнала;
  • Сонары: определяет расстояние до объектов с помощью радиоволн, как на боевых кораблях или самолетах;
  • Камеры: выполняют зрительную функцию электронного шофера. «Картинка» окружающей среды анализируется компьютерной программой, чтобы выявить препятствия, людей, машины и другие объекты на проезжей части, ее границы, разметку и даже знаки.

В 2023 году были протестированы 6 автомобилей, в 2024 планируется запустить еще 12 КАМАЗов. На данный момент, перед разработчиками стоит задача улучшения поведения беспилотников на дороге, на что было заложено 2,5 года.

Количество новейших технологических инструментов мониторинга и оптимизации цепей поставок неуклонно растет. С одной стороны, это открывает перед компаниями возможности для совершенствования бизнес-процессов с помощью цифровизации, с другой - погружает их в «цифровой хаос». Чтобы цифровизация не превращалась в кое-как сшитое лоскутное одеяло разрозненных систем, важно обеспечить интегрированный подход к цифровой трансформации.

Поделиться в социальных сетях
Подпишитесь на обновления в блоге
Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!
Подпишитесь на обновления в блоге
Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!
Читайте также