В конце февраля аналитическое агентство Gartner опубликовало очередной обзор систем планирования цепей поставок Magic Quadrant for Supply Chain Planning Solutions 2021. По оценкам специалистов, в 2019 году мировой рынок достиг отметки в $5,2 миллиардов и вырастет на 7,5% в течение следующих 5 лет. На переполненном рынке решений Supply Chain Planning есть всё: от крупных и опытных технологических игроков до мелких поставщиков программного обеспечения, финансируемых из частных источников.
О предназначении систем планирования цепей поставок и перемещении игроков в квадранте рассказывает наш эксперт в области Supply Chain Design Дмитрий Красилов:
"Аналитики Gartner считают, что основная цель платформ планирования цепей поставок — в создании сбалансированного и гибкого плана операций, который удовлетворит прогнозный спрос на стратегическом и тактическом уровнях вне зависимости от систем исполнения (ERP, WMS, TMS и так далее).
Выделяются основные функциональные модули систем Supply Chain Planning:
- Модуль планирования спроса (Demand Planning) – прогнозирование спроса и согласование данного прогноза всеми заинтересованными лицами в организации
- Модуль планирования операций (Supply Planning) – планирование запасов, как сырья и материалов, так и готовой продукции, планирование перемещений, планирование производства
- Поддержка процесса согласования указанных выше планов внутри организации на разных уровнях планирования
Важный критерий при выборе системы планирования цепей поставок - корректное определение уровня зрелости процессов планирования в организации. Для этого Gartner разработало 5-ти уровневую модель зрелости. Из нашего опыта – сегодня лишь небольшое количество российских компаний находятся на 3-м уровне или выше него. Чаще встречается уровень 2, характеризующийся фокусом на снижении затрат в одной функциональной области цепей поставок.
Изменился состав лидеров: свои позиции сохранили компании BlueYounder (бывшая JDA) и Kinaxis, не сильно знакомая российскому рынку. Также среди "передовиков" остаются Logility и OMP.
Что касается хорошо известных на нашем рынке вендоров Oracle и SAP, они в этот раз оказались среди претендентов, хотя ранее оба входили в лидерский сегмент. Позиции утратила и компания Anaplan, позиционирующая свой одноименный продукт как единую платформу для интегрированного бизнес-планирования.
2020 год продемонстрировал, как важно выстраивать устойчивую цепочку поставок при меняющихся потребностях клиентов. Программные продукты для повышения эффективности планирования в период пандемии COVID-19 помогли многим компаниям адаптировать свои товаропроводящие сети к экстремальным непредвиденным условиям. С учетом новой "нормальности" важность данных в цифровой экосистеме будет только возрастать".