В России интерес к коллаборативному планированию проявляют ритейлеры с развитой сетью магазинов по всей стране и крупные производители в мясоперерабатывающей, алкогольной и FMCG-индустрии. Однако все они сталкиваются со сложностями организации процесса.
Большинство российских компаний не привыкли делиться коммерческой информацией с партнерами даже на взаимовыгодных условиях. Более того, кто-то дает заведомо недостоверную информацию о своих внутренних процессах. Например, завышают свои затраты, чтобы перевес эффекта от оптимизации был на их стороне. Или искажают информацию о возможностях, чтобы не перегружать логистические узлы. Без стопроцентного доверия участники цепи делают друг другу только хуже.
Определенные сложности есть на этапе распределения прибыли. Например, две компании сообща нашли варианты для оптимизации, в результате чего сэкономили несколько миллиардов рублей в год. Как делить эту выгоду? Везде практика разная. В Азии и США, например, преобладающую часть экономии забирает более крупный и сильный игрок.
Оптимизация цепи с помощью создания
цифрового двойника позволяет более цивилизованный способ решить эту проблему.
Математическая модель видит затраты компаний на каждом плече и понимает, сколько каждый из участников тратит денег на логистику. А это, в свою очередь, дает возможность правильно рассчитать размер бонуса, который компенсирует дополнительные затраты на цепочку поставок.
На то, чтобы преодолеть недоверие между сторонами и справедливо разделить полученную экономию, уходит большая часть времени на регулярных встречах. Для сокращения этого времени и увеличения ценности от CPFR часто привлекают третью сторону, чья задача – убедиться в реалистичности данных, которые необходимы для оптимизации общей цепочки, и предоставить рекомендации относительно распределения затрат в логистике.