Lamacon
Открыт набор на программу для студентов «Моделирование цепей поставок от LAMACON» Открыт набор на программу для студентов «Моделирование цепей поставок от LAMACON»
Открыт набор на программу для студентов «Моделирование цепей поставок от LAMACON» Открыт набор на программу для студентов «Моделирование цепей поставок от LAMACON»
23.11.2022
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ≈ 6 МИН.

Как ритейлерам и производителям сообща планировать цепочки поставок

Экспертный материал

Иван Глушаков

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса

Чтобы сэкономить бюджет и максимально повысить эффективность текущих процессов и инфраструктуры, компании организуют с партнерами совместное планирование цепей поставок. Подобные проекты не требуют капитальных инвестиций и часто позволяют достичь экономии миллиардов рублей. Однако есть несколько сложностей, которые мешают российскому бизнесу действовать сообща.

Что такое коллаборативное планирование

Термин Collaborative Planning Forecasting Replenishment (CPFR), или коллаборативное планирование, прогнозирование и пополнение, в середине 90-ых ввела Walmart. Компания проводила регулярные встречи менеджмента с поставщиками, на которых вырабатывали общую маркетинговую стратегию и тактику цепей поставок. Специалисты старались упростить операционную деятельность в части доверительной приемки и возвратов, обменивались информацией о прогнозах Sell-in и Sell-out, текущих остатках в магазинах и распределительных центрах.

Сейчас интеграция и кооперация в цепях поставок – один из вариантов выживания для производителей и ритейлеров. В этом случае несколько компаний объединяют усилия, формируя партнёрские, или горизонтальные отношения. Это альтернатива вертикальной модели, когда решения принимаются из единого управляющего центра.

С одной стороны, такой подход может стать источником потенциальных конфликтов и сложностей в коммуникации. С другой – позволяет повысить конкурентоспособность всех участников цепи поставок.

Когда стоит задуматься о коллаборации

Потребность в объединении усилий появляется у компаний лишь при достижении определенного уровня зрелости относительно организации внутренних бизнес-процессов. Gartner выделяет пять таких уровней.

Реактивное планирование

Компания решает проблемы по мере их поступления, без привлечения специальных инструментов – за счет компетенций отдельных специалистов. Фокус на поддержании непрерывности процессов.

Проактивное планирование

Руководители используют стандартные подходы к планированию, основанные на прогнозе спроса на различных горизонтах: стратегическом, тактическом и операционном. Усилия компании сконцентрированы на улучшении уровня сервиса, сокращении затрат и объема запасов.

Интегрированное планирование

Компания выстраивает кросс-функциональные процессы в области закупок, логистики, производства и продаж, а роль прогнозирования унифицирована. Фокус – на улучшении коммерческих показателей: прибыли, выручки и пр.

Коллаборативное, или сквозное планирование

Компания создаёт со своими партнерами кросс-корпоративные процессы, связывая функции цепочек поставок (закупку, производство, продажи и пр) друг с другом. Глобальная цель – улучшение сквозных показателей и создание дополнительной ценности для потребителя.

Оркестрирование

Компания развивает экосистему для всех своих партнеров, что помогает ей реагировать на внешние изменения в режиме реального времени – здесь и сейчас. Главное – прозрачность процессов и сокращение времени устранения инцидентов.

Большинство крупнейших российских ритейлеров и производителей находятся между проактивным и коллаборативным уровнями зрелости. Такие компании осуществляют планирование по-своему, практически не вовлекая поставщиков и партнеров.

Но когда все внутренние процессы работают как единый организм, компании сложно искать возможности оптимизации «внутри». Появляется потребность «синхронизироваться» с внешними партнерами и найти возможности для собственной экономии уже за пределами своего бизнеса.

Как коллаборации помогают в кризис

Синхронизируя усилия, компании могут найти неочевидные драйверы оптимизации и экономии, которые можно увидеть лишь в масштабах глобальной цепи поставок.

Снижают стоимости товара для покупателя

Представим, у производителя соков есть завод в Перми и несколько складов, ближайший из которых – в Екатеринбурге. С конвейера партия едет туда. Потом – в Ижевск, на ближайший склад ритейлера. А оттуда – в магазины, в том числе обратно в Пермь. В результате, у производителя очень длинная логистическая сеть с завода до момента реализации, со сложными «плечами», лишней погрузкой и разгрузкой – всё это увеличивает стоимость товара для конечного потребителя.

Помимо удорожания продукции происходят ненужные «касания», которые могут сказаться на качестве упаковки или вовсе приводить к потерям времени из-за лишних действий с грузом. Это особенно критично для товаров с небольшим сроком годности, например, фруктов, овощей, молока, яиц..

Совместное планирование дает комплексный взгляд на всю цепочку, от момента поставки сырья и производства до реализации в магазинах. Компания получает полное представление о том, насколько нерентабельной может быть логистика, и открывает возможность для экономии миллиардов рублей в год.

В России есть пример такой коллаборации – объединение усилий мирового поставщика алкогольной продукции и крупной федеральной розничной сети. Обе компании видели только собственную цепь поставок, а не общую – от поставки сырья до конечного потребителяа. В числе ключевых проблем были завышенные запасы, низкая наполняемость транспортных паллет и кузовов, порча продукции в дороге. Компании тратили свыше 10 миллионов рублей в год впустую. Совместное же планирование позволило им оптимизировать конфигурацию цепи, сэкономить деньги обеим сторонам, высвободить дополнительные места на РЦ федеральной сети и сильно упростить алгоритм заказа и поставок.

Помогают прогнозировать спрос

Степень неопределенности спроса по всей цепочке – от конвейера и до магазина – разная, компании не могут предсказать, сколько продукции будет куплено. На уровне магазина разбег – десятки позиций, на складах, которые отгружают коробы товаров, – сотни, в распределительных центрах, ведущих расчеты в паллетах, – тысячи. На этапе производства объём планирования – в десятках или сотнях тысяч единиц продукции. В этом суть «эффекта хлыста»: по мере удаления от потребителя амплитуда объёмов заказов растет и эффект накапливается. Поэтому даже небольшая волатильность спроса на одном из этапов цепи рождает бо́льшую неопределенность на последующих.

Производители и ритейлеры страхуют эти риски, делая дополнительные запасы в экстра-объёмах. Это приводит к увеличению замороженных инвестиций, росту затрат на хранение, списаниям нераспроданного товара и другим издержкам на всех звеньях цепи поставок.

При коллаборационном планировании компании минимизируют эту неопределенность за счет взаимовыгодного обмена статистикой, прогнозами, данными о возвратах и доверительный приёмках.

Сейчас совместное прогнозирование (Sell-in и Sell-out) становится все более популярным. Лидеры рынка ритейла на планомерной основе обмениваются информацией или даже торгуют ей. А крупнейшие поставщики потребительской продукции и розничные компании с каждым годом все чаще прибегают к совместным мероприятиям по коллаборационному планированию.

Проблемы коллаборативного планирования

В России интерес к коллаборативному планированию проявляют ритейлеры с развитой сетью магазинов по всей стране и крупные производители в мясоперерабатывающей, алкогольной и FMCG-индустрии. Однако все они сталкиваются со сложностями организации процесса.

Большинство российских компаний не привыкли делиться коммерческой информацией с партнерами даже на взаимовыгодных условиях. Более того, кто-то дает заведомо недостоверную информацию о своих внутренних процессах. Например, завышают свои затраты, чтобы перевес эффекта от оптимизации был на их стороне. Или искажают информацию о возможностях, чтобы не перегружать логистические узлы. Без стопроцентного доверия участники цепи делают друг другу только хуже.

Определенные сложности есть на этапе распределения прибыли. Например, две компании сообща нашли варианты для оптимизации, в результате чего сэкономили несколько миллиардов рублей в год. Как делить эту выгоду? Везде практика разная. В Азии и США, например, преобладающую часть экономии забирает более крупный и сильный игрок.

Оптимизация цепи с помощью создания цифрового двойника позволяет более цивилизованный способ решить эту проблему. Математическая модель видит затраты компаний на каждом плече и понимает, сколько каждый из участников тратит денег на логистику. А это, в свою очередь, дает возможность правильно рассчитать размер бонуса, который компенсирует дополнительные затраты на цепочку поставок.

На то, чтобы преодолеть недоверие между сторонами и справедливо разделить полученную экономию, уходит большая часть времени на регулярных встречах. Для сокращения этого времени и увеличения ценности от CPFR часто привлекают третью сторону, чья задача – убедиться в реалистичности данных, которые необходимы для оптимизации общей цепочки, и предоставить рекомендации относительно распределения затрат в логистике.

Источник: РБК PRO

Поделиться в социальных сетях

Подпишитесь на обновления в блоге

Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!

Читайте также

Все материалы
Наверх

Свяжитесь с нами

    Ваше имя*
    Компания
    Телефон
    E-mail*
    Что бы вы хотели узнать?
    Lamacon

    Оптимизация закупок-2026: снижаем издержки через выстраивание работы с поставщиками

    18 ноября в 11:00 | Вебинар

    Расскажем о решении для снижения совокупных затрат на полную цепочку поставок до 12%