В 2021 году наметился важный тренд: появилась культура конгломератов. Например, «М.Видео-Эдьдорадо» сейчас работает с X5 Retail Group и «Почтой России»: заказав товар в «М.Видео», можно забрать его в «Пятерочке» или в почтовом отделении рядом с домом. Насколько объединение крупных игроков рынка эффективно для их бизнеса и потребителей, рассказал наш эксперт Дмитрий Красилов:
«Коллаборация между поставщиком и ритейлером – наиболее яркий пример объединения, которое создает ситуацию win-win. Всё зависит от степени взаимоотношений. Кому-то достаточно совместной промо-акции, а кто-то идет дальше и планирует товародвижение, исходя из согласованного прогноза спроса и оптимальной схемы поставок от завода поставщика до полки магазина. Чем глубже коллаборация, тем сильнее выигрыш обеих сторон. Чем транспарентнее коммерческие взаимоотношения, тем ниже затраты на производство и доставку продукции.
Пандемия остро поставила вопрос необходимости коллаборации в ритейле. Если до пандемии поставщики лишь рассуждали о такой теоретической возможности, то сейчас это стало устойчивым трендом, который только начал свое развитие. Самым яркий пример на российском рынке – проект "Имплант" компании "Магнит". Его цель – улучшение совместного взаимодействия с поставщиками за счёт внедрения их штатных менеджеров во внутренние бизнес-процессы ритейлера. Имплант-менеджер получает доступ к внутренним системам сети, но видит только информацию по своей компании. Его задача – выявить узкие места сотрудничества и улучшить совместное планирование и показатели продаж.
Думаю, в среднесрочной перспективе мы увидим множество подобных примеров в российском ритейле. Уже сейчас федеральные поставщики, которые сумели создать доверительные и прозрачные отношения с торговыми сетями, получают значительную экономию от оптимальной цепочки товародвижения и совместного прогнозирования спроса на товары».