Рекомендовать использование сценарного анализа можно всем, для кого актуально
долгосрочное, а в некоторых случаях и
среднесрочное планирование.
Небольшие компании, у которых нет сложной мультиэшелонной цепи поставок с развитой инфраструктурой, могут проводить сценарное планирование, комбинируя экспертное мнение с другими методами, например, со SWOT-анализом или Balanced Scorecard.
С повышением сложности цепей поставок и объемов закупок, производства и перемещения товара по логистической сети цена ошибки при принятии решения значительно возрастает. В этом случае качественный расчет сценариев без использования математического моделирования почти невозможно, поскольку не может обеспечить учет всех параметров и ограничений для определения глобального оптимума затрат.
Крайне важное значение сценарный анализ в цепях поставок приобретает при принятии решений, касающихся значительных инвестиций. Например, при расширении производства, открытии новых складов, закупке автотранспорта или сделке M&A. Ошибки при принятии таких решений могут стоить сотни миллионов рублей в год. Здесь немаловажную роль играет безрисковая среда, которую обеспечивает математическое моделирование. Таким образом при минимальных затратах можно просчитать любой сценарий и проверить любую гипотезу, не затрагивая работающую бизнес-модель.
Особую роль сценарный анализ играет в условиях повышенной неопределенности, когда встает вопрос, а как вообще жить дальше. В идеальном случае наступление такого момента просчитывается заранее с помощью того же сценарного анализа. Но зачастую такие редкие и неожиданные события («черные лебеди») настолько маловероятны, что практически никто не рассматривает их в качестве одного из сценариев.
С другой стороны, кризис — время возможностей. Определить их и оценить потенциальные слабые места, которые на первый взгляд неочевидны, тоже помогает сценарный анализ. В такие периоды набор вариантов возрастает многократно, но и результаты могут открыть значительно больше возможностей.