Можно ли управлять неопределенностью спроса и сроков, чтобы влиять на объемы страховых запасов? С помощью математической статистики и теории вероятности - вполне.
Здесь мы идем из логики, что страховой запас необходим для обеспечения вероятных отгрузок выше среднего значения в период выполнения заказа на пополнение, а также для отгрузок в случае вероятной задержки поставки. Выделяются два ключевых параметра неопределенности: среднеквадратичные отклонения спроса и сроков поставки.
На этих предпосылках и основывается расчет страховых запасов – по формуле Феттера:
SS = Fs * σL, где
Fs – обратная функция Лапласа, являющаяся параметром целевого уровня сервиса (например, для SL=95% Fs= 1,645)
σL – среднеквадратичное отклонение спроса за период
LT L=LT*D2 + D2*LT2,
где
LT – средний срок выполнения заказа на пополнение запаса,
D – среднедневное значение объема отгрузок или продаж,
σ – соответствующие среднеквадратичные отклонения.
В исходном виде эта формула использует статистические данные по объемам и срокам. Также она часто модифицируется под различную специфику, например, использование среднеквадратичной ошибки прогноза вместо среднеквадратичного отклонения продаж.
Если проанализировать формулу, то можно заметить, что второе слагаемое под корнем практически не играет роли в случаях:
- а) очень низкого среднего спроса,
- б) небольших LT, характерных для межскладских автоперевозок, когда среднеквадратичное отклонение в сроках, как правило, меньше 1.
С другой стороны, в первом слагаемом под корнем значительную роль играет среднеквадратичное отклонение спроса. Можно сделать вывод, что для продуктов, имеющих низкое среднедневное значение спроса и его высокую вариативность, практически весь страховой запас формируется от среднеквадратичного отклонения спроса.
Обычно такие продукты называют слоумуверами, а по ABC/XYZ-анализу относят к группе С/CY-CZ.
Возможно ли как-то влиять на запасы такой продукции? Здесь нужно вспомнить правило сложения дисперсий, из которого следует, что общее среднеквадратичное отклонение двух величин будет меньше, чем их простая сумма:
D1+2=D12 + D22 Фактически, это означает, что при высокой вариативности спроса у одного клиента, общая вариативность нескольких снижается относительно среднего значения, т.к. «всплески» одних компенсируют «спады» других.
Так мы определили рычаг влияния на уровень запасов такой продукции – консолидацию спроса на минимальном количестве складов отгрузки. Для мультиэшелонной цепи поставок решение такой задачи может давать ощутимые результаты по оптимизации товарных запасов.