Есть три уровня планирования: операционное (на дни или недели вперед), тактическое (на ближайшие 12-18 месяцев) и стратегическое (охватывает горизонт нескольких лет). У разных видов планирования могут быть разные заказчики — к примеру, в FMCG и ритейле информация необходима директору по цепям поставок или операционному директору.
Все эти планы готовят специалисты по анализу, моделированию цепи поставок, оптимизации запасов и транспортной логистики. Используя оптимизационную математику, Machine Learning и Big Data, они создают модели бизнес-процессов, которые точно отражают операции, быстро реагируют на изменения и пересчитывают результаты с учетом новых факторов, колебаний рынка, бизнес-задач и ограничений. Также они прорабатывают гипотезы и сценарии развития цепи поставок.
Именно поэтому необходимый минимум компетенций такого специалиста – микс функциональных и отраслевых знаний: логистики, конкретной индустрии (к примеру, ритейла), и математики.
Раньше компании, чтобы получить в штат специалиста по моделированию цепей поставок, нужно было самостоятельно «растить» его внутри. При этом изначальное образование будущих профессионалов часто никак не было связано с логистикой — общим являлся лишь математический бэкграунд. Сотрудники начинали работать в сфере моделирования цепей, на практике решали задачи, расширяли знания и через какое-то время становились профессионалами. В среднем такой рост занимал минимум 2 года: за это время проходила трансформация из ученика в полноценного специалиста, который строил и поддерживал модели.
Сейчас спрос на профессионалов в области растет — растет и требование к их подготовке. Формируется институт профильного образования. В России на специалистов по моделированию цепей поставок учат, к примеру, в ВШЭ и МАДИ. За рубежом сильные вузы есть в Швеции, Германии, Англии, Америке. В последней находится MIT (Массачусетский технологический институт) – цитадель, которая готовит самых лучших спецов. Его выпускники – особый уровень, они сразу готовы работать в дирекции по цепочкам поставок.