Планирование начинается с закупки, переработки сырья и реализации на год вперед. Это задачи тактического уровня, они касаются максимизации прибыли и обеспечения бесперебойной работы МЭЗов.
Чтобы использовать
математическое моделирование для решения этих задач, производитель собирает в первую очередь прогнозы по предложению (сколько сырья сможет купить у фермеров) и спросу (куда и по какой цене будет продавать масло).
Цена реализации продукции МЭЗов — это исходный прогноз, его поменять нельзя. Поэтому нарастить выручку за счет повышения стоимости не получится — только минимизируя издержки. Чтобы учесть при планировании, производитель собирает информацию о том, какие расходы он несет по всей цепочке. Это включает в себя:
- логистику (доставку на элеватор или МЭЗ);
- постоянные затраты элеваторов (ФОТ постоянного персонала, содержание и обслуживание зданий и оборудования, услуги связи и охраны и т. п.)
- переменные затраты элеваторов и МЭЗов, связанные с приемкой, хранением и отгрузкой или переработкой подсолнечника (электроэнергия, топливо для сушилок, ФОТ линейного персонала, расходные материалы и т. п.).
Часто компании неправильно анализируют расходы: считают только транспортные затраты, без расходов на элеваторах (отгрузка, сушка, хранение). Рассчитывая же все корректно, можно получить реальную себестоимость тонны закупленного сырья — информацию, которая нужна для поиска баланса расходов на большом горизонте.
И последнее, что нужно компании для построения тактической модели, — понимание ограничений объектов инфраструктуры. Например, на МЭЗ нельзя вывезти из элеваторов весь годовой запас сырья — у завода есть определенные мощности на всех этапах (приемка, переработка и пр.).
Правильные расчеты могут дать неожиданные инсайты. Например, в каких-то случаях лучше везти сырье дополнительные 20 км до следующего элеватора, чем хранить на ближайшем — второе будет дороже из-за высоких затрат на сушку. Или, например, выгоднее использовать один элеватор для накопления и расходовать его запас в конце аграрного года, а другой такой же объект применять как краткосрочный буфер для МЭЗа, «прокачав» через него весь объем за три-четыре месяца.
Подобным образом можно добиться серьезной экономии бюджета. Например, цифровой двойник цепочки поставок, который не так давно построил один из лидеров АПК в России, показал возможности для сокращения совокупных операционных затрат до 13%. Также результаты тактического планирования могут служить предпосылками для разработки или изменения стратегии. Если, к примеру, какой-то из элеваторов показывает низкую эффективность и загрузку, то, вероятно, стоит рассмотреть его консервацию или даже продажу.
Планирование на операционном уровне связано с закупленными объемами. По итогам торгового дня формируется список сделок, часть из них с точки зрения оптимизации фиксированная, поскольку доставку на элеватор или МЭЗ осуществляют фермеры. По остальным заявкам компания забирает закупленное сырье с помощью собственного или наемного транспорта и поэтому может принимать решение, куда эти объемы выгрузить. С помощью математической модели можно определить оптимальный с точки зрения затрат план по перевозкам закупленного сырья. Например, упомянутая выше компания таким образом нашла возможности для экономии денег только на одном дне закупок в 7%, при этом объем закупок в тот период был ниже среднего в сезон. При более высоких объемах потенциал мог бы быть еще больше.
Чтобы не возникало перекосов в темпах и объемах заполнения элеваторов, важно обеспечивать регулярный контроль на соответствие оперативных планов более высокому уровню планирования, а также своевременно вносить корректировки или ограничения в текущие процессы.
Подведем итог. Основа конкурентоспособности компании на довольно развитом масложировом рынке — это уровень процессной зрелости. Это касается не только использования технологий оптимизационного моделирования, но и внедрения, реинжиниринга сопутствующих процессов и инструментов, начиная с работы менеджеров по закупкам и заканчивая доставкой масла клиентам. Только в случае их грамотного применения можно победить беспорядок и сделать бизнес прозрачным и управляемым.