28.12.2022
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ≈ 4 МИН.

Планирование в условиях рисков и неопределенности: смена поставщиков, изменения тарифов на транспорт или складские операции

Экспертный материал

Юлия Першина

Старший консультант

В 2022 году российский рынок ритейла и FMCG столкнулся с огромным количеством вызовов, требующих быстрых и эффективных решений. Полностью или частично ушли поставщики, изменилась структура потоков импорта, подорожали перевозки, изменилось покупательское поведение.

Бизнес вынужден приспосабливаться к таким стремительно меняющимся условиям. С этим помогает математическое моделирование цепей поставок. Этот подход позволяет создать двойник цепочки и с его помощью находить оптимальные решения, проверять гипотезы в безрисковой среде.

Рассмотрим типичную на сегодня ситуацию сети супермаркетов «Березка» (все совпадения с реальными игроками рынка РФ случайны). За последние полгода ритейлер сократил ассортимент на 40%, сделав упор на товары с низкой стоимостью и собственную торговую марку (СТМ). Изменился ассортимент на полках: ушедших с рынка поставщиков заместили новые локальные. Изменились условия ввоза импорта и тарифы транспортных компаний. Как следствие, затраты компании на логистику значительно возросли. Возникла необходимость пересмотра существующих цепочек поставок.

Математическое моделирование в кризисных ситуациях

Изменение цепочек поставок должно сопровождаться оценкой экономической эффективности всех плеч доставки, поскольку все элементы логистики взаимосвязаны – изменения в одном звене ведет к изменениям в остальных.

В расчетах необходимо учитывать множество показателей одновременно: затраты на мультиэшелонные перемещения и хранение, ограничения по количеству мест хранения, товарным запасам и т.д. Обработать большой объем данных и сделать такую оценку без специализированных инструментов – задача трудновыполнимая и требующая значительных ресурсов. Стоимость ошибки в текущих условиях крайне высока, поэтому бизнес использует специализированные математические инструменты.

Роль математического оптимизационного моделирования в кризис сложно переоценить. Оно позволяет компании оперативно оценить и экономически обосновать:

  • по каким цепочкам доставлять товары в магазины,
  • как должна меняться логистика при значительном изменении спроса или тарифов,
  • где хранить товарный запас и в каком объеме, сколько средств будет заморожено в товарном запасе,
  • какие поставщики должны быть централизованы на склады компании,
  • какая стоимость полной цепи поставок и прочее.

Модель оптимизации потоков

В первую очередь, необходимо верхнеуровнево определить, какая структура цепи поставок позволит удовлетворять спрос клиентов с наибольшей эффективностью. Для этого строится стратегическая модель сетевой оптимизации.

Стратегические модели наименее чувствительны к детализации данных и, как правило, строятся в разрезе крупных уровней иерархии товаров, отличающихся условиями хранения. Нередко для сокращения времени расчета агрегируют также объекты на первом и последнем плечах доставки.

К основным данным, используемым для построения модели, относятся:

  1. физические элементы цепи поставок, их характеристики и ограничения: продукты, РЦ, магазины, поставщики, транспортные средства и т.д.;
  2. прогноз спроса или отгрузок;
  3. нормативные запасы и ограничения РЦ по хранению;
  4. правила перемещения продуктов между объектами цепи поставок;
  5. тарифы транспорта и переменные складские затраты.

Стратегическая модель позволяет с высокой точностью определить оптимальные потоки между объектами цепи поставок с учетом изменившегося спроса, вместимости и пропускных способностей складов, складских и транспортных затрат.

Рисунок 1. Контур стратегического моделирования

Вот несколько примеров эффективного решения задач в компании «Березка» с помощью модели оптимизации потоков:

  • закрытие одного из региональных складов для сокращения постоянных затрат;
  • хранение низкооборачиваемых товаров на федеральном складе;
  • доставка импорта напрямую с ХАБа на региональные склады, чтобы избежать двойного хранения и дополнительных затрат на транспорт;
  • перераспределение потоков на последнем плече доставки.

Ассортиментная модель

После определения оптимальной структуры цепи и привязок объектов на последнем плече мы можем более подробно рассмотрим ассортимент компании.

Ассортиментная модель – это модель тактического уровня. Она может учитывать закупочную стоимость, разницу логистического бонуса при доставке от поставщиков на склады и напрямую в магазины, а также товарные запасы, возникающие на каждом плече доставки.

Контур ассортиментной модели не включает часть решений, принятых после расчета стратегической модели, например, распределение потоков на последнем плече. Это позволяет снизить вычислительную сложность задачи.

Данные, необходимые для создания ассортиментной модели:

  1. физические объекты и их характеристики: РЦ, поставщики, продукты, клиенты;
  2. привязка клиентов к РЦ;
  3. возможные локации доставки поставщиков;
  4. прогноз спроса или отгрузок;
  5. товарные запасы в разрезе РЦ – SKU;
  6. переменные складские затраты и транспортные затраты на перемещения между объектами сети;
  7. ограничения РЦ по отгрузке, а также количеству мест хранения и отбора.

Поделиться в социальных сетях

Подпишитесь на обновления в блоге

Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!

Читайте также

Все материалы
Наверх

Свяжитесь с нами

    Ваше имя*
    Компания
    Телефон
    E-mail*
    Что бы вы хотели узнать?